Птичий дом: «Мы тоже приют, только для птиц»
Орнитарий (Центр ветеринарной реабилитации птиц) в Сокольниках – по-настоящему удивительное место, где живёт много птиц, в основном хищных, для которых дикая природа больше не может быть домом. Те, кто не видит, те, кто не умеют летать или охотиться, – всего более двухсот пернатых. Некоторые даже улетать не хотят и возвращаются. Например, скворец Сынок, который одно время помогал охране проверять билеты у посетителей на входе. Правда, потом, когда сородичи отправились на зимовку, он все-таки последовал за нами.
Мы уже немного рассказали об уникальном Центре, а сейчас решили посетить его и увидеть, как живут постояльцы у Вадима Мишина – директора орнитария. К слову, коллектив небольшой: всего два человека и несколько волонтеров.
«Работа у нас грязная, поэтому наши волонтеры – это зрелые люди, которые не боятся такого труда»,
- отмечает руководитель Центра.
Конечно, тех, кто выздоровел, отпускают на волю. Но, к сожалению, большинство «подранков» - так называют пернатых, пострадавших от человека, животных или даже сородичей – больше никогда не смогут жить полноценной жизнью на свободе, многие из них не летают. Однако они сумели обрести дом здесь, в парке Сокольники. Да и вообще, какие же Сокольники без соколов? Именно под такой концепцией Алексей Громов, друг Вадима Мишина, и придумал Московский орнитарий. Многие здоровые птичьи в этом новом «доме» живут дольше, чем могли бы просуществовать в дикой природе.
Нас, Ассоциацию «Ветбезопасность», порадовало, что администрация парка с радостью приняла эту идею и выделила земельный участок, а также помогает с инфраструктурой и информационной поддержкой. Вместе организуют проекты: например лебеди, которые живут на Золотом пруду летом, зимуют сейчас в Центре. 21 ноября 2015 года будут проводить акцию «Накорми птиц», в рамках которой пройдет мастер-класс по сбору и расписыванию кормушек, а также будут даны рекомендации по кормлению птичьих. Часто крылатых постояльцев посещают и дети: как из детских садов, так и из школ. Приходят и ребята с ограниченными возможностями, в том числе больные синдромом Дауна, аутисты, инвалиды. С таких групп, конечно, плата за вход не взымается. Вадим Мишин много рассказал и о теории орнитотерапии (по части коммуникации с пернатыми) – как инструмента для реабилитации неврологических заболеваний и релаксации. «Птица почувствует себя спокойно только, когда Вы успокоитесь, так что это своего рода медитация», - поделился руководитель центра. Но не каждую птицу можно выводить – это зависит от характера, темперамента и только потом от вида: «Неподготовленному даже взрослому человеку на руку императорского орла не посадишь», - отвечает на наш вопрос Вадим Мишин. Хотя общение для животных также важно – у многих может начаться депрессия, если на них не обращать внимания и не разговаривать с ними. А вот тактильный контакт крылатые не любят.
Конечно, общественных организаций, которые специализируются на птицах, не хватает, а те, что есть, такие, как «Союз охраны птиц России», ничем не помогают Центру ветеринарной реабилитации. Кстати, это единственная организация в Москве, которая имеет качественные стационарные условия для передержки птиц. Орнитарий готов оказывать услуги по платному проживанию пернатых любимцев на время отпусков, но, в основном, существует за счет входной платы и экскурсий.
Вадим Мишин рассказал много интересного о птицах, например, о чеглоках, которых в Англии называют «дамскими соколами». Это ловчая птица, с которой можно охотиться, но, в основном, на непромысловой охоте. Пара соколов этого вида могут поймать куропатку или другую некрупную дикую птицу – это, конечно, спорт, общение с природой и развлечение, причём для людей состоятельных: недаром раньше это был удел аристократов. В орнитарии живут ястребы, бесстрашные луни (даже будучи ранеными, они яростно защищаются от людей и других угроз), вороны (один из них был буквально спасен и выкуплен из кафе), сокол-балобан и сокол-пустельга, известный истребитель вредителей-грызунов. Много живет и канюков: каждая особь этого вида достаточно разительно отличается от другой. Все крылатые хищники, как и волки, в природе очень полезны, так как выбивают из популяции самых слабых и больных птиц. Из интересных птичьих вы найдете здесь несколько цесокур – гибрид, выведенный человеком. Яркие по экстерьеру и большие цесокуры оказались неспособными к размножению, поэтому в птицеводстве востребованы не были, и осталось всего несколько особей.
Нам удалось пообщаться и с совиными постояльцами: болотными и ушастыми совами, воробьиным сычиком и даже подержать на перчатке разбуженную по такому случаю сипуху, которая зимует в помещении: птица все-таки южная. Сычики, несмотря на размер, удивили наш портал своим выходками: один из них, по кличке дядя Федор, мало того, что убил сойку, которая в несколько раз его крупнее, так еще и сам решил «выпуститься» на волю. А вот домового сыча в славянском мире считали добрым хранителем дома – он защищал дом от грызунов и служил признаком скорого прибавления в семье.
Все постояльцы Центра реабилитации регулярно осматриваются врачами специализированной орнитологической клиники «Зеленый попугай» и имеют соответствующие ветеринарные документы.