На дворе середина февраля. Самое время начинать искать место, где будут гнездиться тетеревятники. Зима выдалась малоснежная, и бродить по лесу не представляло никакого труда, а если ещё и с погодой повезло, то сплошное удовольствие и море положительных эмоций. Как ни крути, а весна уже не за горами и от этого на душе радостно и тепло, даже если деревья трещат от мороза. Остаётся чуть больше месяца, когда самка сядет на кладку в гнезде.
О том, как отыскать гнездо ястребов я рассказывать не буду. Причину этому объясню в конце рассказа, поэтому прощу прощение за «белое пятно» в повествовании.
В двадцатых числах марта самка села в гнезде, которое располагалось на лиственнице метрах в двадцати пяти от земли, и мне оставалось только терпеливо ждать, посещая её каждый день для того, чтобы пара привыкла ко мне. Если даже я не видел ни самку, ни самца, то знал наверняка, что они пристально наблюдают за мной, - самка сквозь ветки гнезда, а самец с сосен или лиственниц находящихся в радиусе от тридцати до ста метров от гнезда.
Хочу заметить, что самец никогда не подлетает близко к гнезду. Иногда он пролетает над гнездом метрах в двадцати выше, однако, это он делает крайне редко. В этот период птицы почти не перекрикиваются между собой. Самка в течение дня может не крикнуть ни разу. Самец же, бывает, кричит часто и много, но это совсем не связано с общением супругов.
Дело в том, что на гнездовой территории находится много старых гнёзд тетеревятников. Какие-то рядом с «рабочим» гнездом, другие в 100-150 метрах, а иные и в пятистах метрах. Так вот эти гнёзда самец использует, как обманки. Если самец замечает человека рядом с «рабочим» гнездом, то летит к гнезду-обманке, садится рядом с ним и начинает громко кричать, отвлекая тем самым внимание непрошеного гостя на себя. За тетеревятниками я наблюдаю много лет, и каждый раз в начале знакомства самцы устраивали мне проверку на глупость. Через неделю моих ежедневных посещений семьи, самец перестаёт улетать и кричать. О признании меня за своего, речь не идёт и до этого ещё далеко, однако, ястребы меня уже воспринимают спокойно, как часть этого уголка природы.
Самка иногда копошится в гнезде, видимо переворачивает яйца в кладке. Глядя на неё, не перестаю удивляться силе материнского инстинкта. Весна в наших широтах непредсказуема. И дождь, и снег, и мороз, а самка не покидает гнездо.
Ещё в самом начале своих наблюдений за гнездованием тетеревятников у меня возникла догадка, что самка в течение всего периода высиживания не ест, а это около сорока дней. Верилось в это с трудом, однако дальнейшие наблюдения только подтверждали моё предположение, и сейчас у меня почти не оста-лось сомнений, что самка голодает. Справедливости ради, хочу уточнить, что в некоторых источниках говорится о подмене самки самцом на кладке во время её охоты, однако многие сотни часов моих наблюдений этот факт не подтверждают. Это относится к световому дню, а предполагать, что самка охотится ночью, я не берусь. Ещё один нюанс, косвенно подтверждающий моё предположение, - отсутствие «свежего» помёта под гнездом за всё время высиживания вплоть до появления первого птенца. Зная аккуратность тетеревятников, трудно предположить, что самка опорожняется в гнезде, ведь даже их птенцы, как только начинают передвигаться по гнезду, первым делом подползают к краю, чтобы выпустить струйку наружу.
Впрочем, если кто-то сможет предоставить факты (желательно видео), опровергающие мои предположения, я буду искренне рад, потому что в таких наблюдениях всегда остаётся шанс для понятия «не углядел».
И ещё неоднократно слышал страшные байки, о том, что тетеревятники при недостатке питания убивают младшего птенца и скармливают его старшим детишкам. На мой вопрос, где, кто и когда видел это, ответ всегда один: - Так пишут. Ну, на заборах пишут и не такое...
Как бы то ни было, при появлении первого птенца самец начинает кормление семейства. Вернувшись с охоты, самец, как правило, садится недалеко от гнезда, и зовёт самку. Первое время тушку добычи самец приносит уже очищенную от перьев и без головы, словно слетал в ближайший супермаркет. Когда птенцы подрастают, самец иногда пролетает над самым гнездом и сбрасывает туда добычу.
Самка вылетает из гнезда на зов супруга, забирает у него добычу и возвращается к детишкам. Тут необходимо заметить, что на появление самца в гнезде наложено табу, причём это относится не только к тетеревятникам. То же самое происходит и у перепелятников, воробьиных сычей и некоторых других видов хищных птиц.
В очень редких случаях самцу позволяется сесть на гнездо, но это зависит исключительно от характера самки и личных отношений в паре. В этом году мне посчастливилось сделать фото, когда самец был в гнезде вместе с самкой. Продолжалась эта сцена не более десяти секунд, причём единственный раз за два месяца ежедневных наблюдений.
В этом году из-за аномальных погодных условий, тетеревятники не использовали берёзовые ветки с листиками и серёжками, которыми они обычно выкладывают край гнезда по всему периметру. Зачем они это делают не совсем понятно, но точно не для украшения жилища. Памятуя о том, что из берёзы, а точнее из её смолы варят дёготь, предполагаю, что берёзовые ветки ястребы используют в качестве защиты от кровососущих насекомых.
Первая линька птенцов проходит быстро, и из белых пушистых комочков с тонкими шеями птенцы при-обретают охристый цвет с тёмными вертикальными пестринами на груди, превращаясь в маленьких ястребов, взгляд которых уже не вызывает сомнений, что это серьёзные ребята, даже несмотря на то, что глаза ещё «молочные» серо-зеленоватого цвета.
Дней за десять до вылета птенцов, самка начинает покидать гнездо, устраиваясь на ветках соседних деревьев метрах в двадцати от него, чтобы отдохнуть от тесноты и суеты выросших отпрысков, а заодно и привести в порядок свои пёрышки. Однако, это не мешает ей зорко следить за всем, что происходит вокруг. Самец тоже находится неподалёку и горе той вороне, которая рискнёт приблизиться к гнезду с птенцами. Однажды я наблюдал, как два ворона «прошлого года выпуска» решили заявить о себе у гнезда тетеревятников. Сначала в атаку пошёл самец, а затем к нему присоединилась самка. Бедные вОроны (а птички не мелкие) от страха превратились в воробьёв, и дело могло кончиться трагедией для воронов, судя по решительности ястребов. Пришлось мне вмешаться. Схватив палку, я начал стучать по дереву, на котором сидели вороны. Ястребы отступили, а вороны быстро ретировались, после чего больше я их у гнезда не видел.
Иногда тетеревятники убивают две или три вороны и бросают их рядом с гнездом, лишь немного расклевав жертвам грудь. Случается это в самом начале гнездования в местах, где ворон много и служит предупреждением для всей серой братвы. Вообще-то, ястребы откровенно презирают ворон и при условии достаточного наличия голубей или другой дичи, никогда не станут есть убитую ими ворону, а убивают ястребы их только когда терпению от назойливого преследования серых, приходит конец.
Лично для меня ястребы-тетеревятники являются аристократами высшей пробы. Они никогда не дерутся из-за еды, даже будучи птенцами, а взрослые птицы не конфликтуют из-за охотничьей территории. Исключением является гнездовая территория весной. В это время появление других ястребов приводит к конфликтам, которые обычно заканчиваются изгнанием чужаков, но иногда дело доходит до смертельных схваток. Однажды мой приятель с большим трудом отбил у пары пришлого самца, которого хозяева территории забили почти до смерти. Приятель отнёс потерпевшего к себе домой, и к счастью самец пришёл в себя и вскоре был отпущен на волю.
Опять я отвлёкся от главной темы. Надеюсь, что вы меня простите за это.
Совсем немного остаётся до вылета ястребят из гнезда. Они постоянно тренируют свои крылья, размахивая ими в гнезде по очереди, и неудивительно, потому что размах крыльев «малышей» к этому времени достигает примерно 70-80 сантиметров.
Первый полёт птенцов сопровождается первым ястребиным криком. У каких-то птенцов крик по силе уже, как у взрослой птицы, у некоторых слабенький, а порой и «сиплый», однако, голос - дело наживное.
После вылета всех птенцов к их кормлению подключается самка. Родители приносят добычу в гнездо, где детки сами разбираются с ней. В это время про-исходит обучение потомства, что должны есть ястребы. А рацион для молодёжи очень разнообразен. Кроме относительно крупных птиц, а также их птенцов (для обучения ястребы не брезгуют разорять гнёзда дроздов), приносят белок (всегда обезглавленных), крыс и даже мышей. Последних я называю «витаминками» для слётков, ведь то, что для пустельги полноценный обед, для тетеревятника «семечка». С белками слётки больше имитируют желание её съесть, и могут мусолить тушку по очереди очень долго. Даже если слётков четверо слегка объеденная тушка белки, в конце концов, оказывается на земле. Да и право, зачем возиться с толстокожей и мохнатой, когда родители принесут нежного и вкусного голубя. Дети есть дети, но уроки выживания усваиваются на всю жизнь.
Примерно через три недели после вылета молодые ястребы окончательно покидают гнездо. Самка устраняется от кормления отпрысков и оставляет за собой лишь обязанности по охране территории от опасных чужаков, а самец начинает учить детей охоте. Он приносит добычу, кладёт её на поваленное дерево или пень, зовёт детей и улетает. Как слётки определяют, кто из них должен брать добычу, для меня загадка, но все вместе они никогда не подлетают, хотя сидят на ветке в ожидании отца рядом. Тот из слётков, кто «атакует» добычу, гордо ставит на неё лапу, задирает голову и начинает кричать, словно говоря всем в лесу: - Смотрите, я великий охотник!
Охотники тетеревятники действительно великие, однако, молодые ястребы частенько не справляются со своей мощью и бьются о деревья, не рассчитав траекторию полёта. Благо, если битый слёток попадёт в хорошие руки... Ситуация напоминает психологию молодого водителя в мощной машине, который решил, что он профи. Как итог – авария.
К концу августа отец перестаёт подкармливать детей и для них начинается самостоятельная жизнь. Большинство молодых птиц к зиме мигрируют южнее, и многим из них уже никогда не вернуться, к сожалению. Кроме естественных причин, одной из основ-ных является человеческий фактор.
Горе-охотники лютой ненавистью ненавидят тетеревятников, считая, что они отнимают их добычу, а по-этому отстреливают этих прекрасных птиц на пролёте десятками. Прекрасно зная, что отстрел ястребов запрещён, убийцы выставляют в Инете фото, где они позируют на фоне застреленных птиц, правда, лица свои они прячут. Хочу сказать этим невеждам, что ястребы берут слабую или больную птицу! Уничтожая ястребов, вы создаёте предпосылки для возникновения эпидемий у дичи, что ведёт к катастрофическому уменьшению популяций большинства видов, на которые вы же и охотитесь. Достаточно вспомнить, как в шестидесятые годы прошлого века в Тверскую область вертолётами завозили волков, которых ранее с этих же вертолётов отстреливали. А причиной тому было почти полное исчезновение кабанов, косуль, лосей и многих других видов животных.
Самое время вернутся к началу повествования, и объяснить, почему я не рассказал о том, как найти гнездо тетеревятника.
Причина всему – браконьеры. Мода на хищных птиц с одной стороны и алчность человеческая (впрочем, другой в природе нет) приводят к тому, что из при-роды изымается огромное количество птиц. Из гнёзд забирают яйца или уже вылупившихся птенцов для продажи. К огромному сожалению, многие «сокольники» (именно в кавычках) не брезгуют таким видом браконьерства. Ещё большее сожаление вызывает то, что некоторые питомники хищных птиц точно так же изымают ястребов из природы, затем выдавая их за выращенных в неволе, и продавая с полным набором официальных документов. Комментарии излишни.
Простите за грустный финал, но лично у меня поводов для оптимизма пока нет, да и надежды на изменение ситуации к лучшему таят с каждым днём. Увы...
P.S.
Поздно вечером закончил написание этой статьи, а рано утром позвонил приятель Владимир:
Тема по твою душу. В Ботаническом саду на земле сидит молодой тетеревятник. Два дня его фотографировал, он прекрасно летал, охотился, а сейчас сидит никакой. Как бы собаки его не загрызли. Сам не могу забрать, на работу спешу.
Помчался в «Ботанику», нашёл птицу и остолбенел. Передо мной сидела молодая самка очень крупная. Её размеры поразили меня. Она сидела с открытым ртом и тяжело дышала. Радость увидеть такую красавицу была омрачена пониманием того, что девочка - не жилец. Произошло то, о чём я писал выше. Видимо она в атаке ударилась брюшком о толстую ветку, а при таких ударах у птиц, как правило, происходит разрыв печени или селезёнки, а порой и того и другого вместе.
Позвонил Володе, сказал, что птицу нашёл, но, к огромному моему сожалению, предполагаю, что птица проживёт максимум пару дней. Достал из рюкзака простынь, укутал в неё подранка.
Увы, но я ошибся в прогнозе. Нёс я самочку, на руках, как маленького ребёнка, и уже подходя к фонтану «Дружба народов» на ВДНХ, почувствовал, как она вытянула лапки, голова её запрокинулась, а глазки закрылись... Очень жалко.
Владимир Горячев
фото автора
2014